НОВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС

Рано или поздно, каждый мыслящий человек задает себе вопрос: «В чем смысл моей жизни; ради чего я живу; чего хочу достигнуть? Рано или поздно, каждый человек, в зависимости от уровня своего интеллектуального и социального развития, находит подходящий для него вариант ответа. Широкий спектр индивидуальных ответов на этот жизнеопределяющий вопрос возможно, наверное, обобщить универсальной формулировкой: «каждый человек мечтает жить «достойной» жизнью, с возможностью максимальной самореализации, положительно оцениваемой самим собой и окружающим обществом».

Дефиниция «достойная жизнь» означает все то, что в образе жизни человека имеет превосходные качественные и количественные (экономические; социальные; нравственные; духовные; культурологические; этические и др.) характеристики.

Широкое и достаточно индивидуальное понятие «достойная» жизнь основывается на более четко трактуемом понятии «качество» жизни.

12r

«Качество» жизни – понятие, обозначающее оценку некоего набора условий и характеристик жизни человека, основанную на его собственной степени удовлетворенности этими условиями и характеристиками:

      • достаточная продолжительность здоровой жизни, поддержанная достойным медицинским обслуживанием;
      • безопасность жизни с минимизацией угроз для нее;
      • удовлетворительный объем потребления товаров и услуг; доступ к материальным благам;
      • благополучие семьи;
      • комфортные условия труда, дающие возможность для развития профессиональных качеств;
      • наличие достаточного свободного времени для возможностей самореализации;
      • познание мира и развитие – доступ к знаниям, образованию, культурным и духовным ценностям, формирующим личность и представления об окружающем мире;
      • социальная принадлежность, полноправное участие в общественной жизни во всех ее формах;
      • участие в решении общественных проблем; в формировании картины окружающего мира.

«Качество» жизни во многом зависит от «уровня» жизни – степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг.

«Уровень» жизни базируется на объеме реальных доходов на душу населения и соответствующем объеме потребления.

Организацией Объединенных Наций рекомендован перечень условий жизнедеятельности, которые в совокупности составляют понятие «уровень жизни»:

      • Рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
      • Санитарно-гигиенические условия жизни.
      • Уровень потребления продовольствия.
      • Жилищные условия.
      • Возможности образования и культуры.
      • Условия труда и уровень занятости.
      • Баланс доходов и расходов.
      • Потребительские цены.
      • Обеспеченность транспортом.
      • Возможности для отдыха.
      • Система социального обеспечения.
      • Обеспечение прав и свобод человека.

Практически все указанные показатели «уровня жизни» человека, зависят от степени экономического развития государства, и могут быть представлены в количественном виде, для возможности сравнения с эталонными показателями, запланированными на разных этапах развития общества и государства.

Экономическое развитие является необходимым «базисом», основой развития любого государства, на который, по мере развития экономической мощи государства, осуществляется «надстройка» социальной, политической и духовной жизни общества.

«Бытие определяет сознание» - формула классиков материализма. Материальное производство является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание.

Государства, не обладающие мощной экономикой, не в состоянии построить эффективное социальное, демократическое общество.

Любой человек в обществе вправе сам выбирать тот «уровень» жизни, который он хотел бы достигнуть. Это зависит от врожденных и приобретенных способностей человека, и от его готовности к самоотдаче.

Но при этом, возможность достижения выбранного «уровня» жизни и желаемого «качества» жизни, зависит от степени развития социально-экономических возможностей общества, в рамках которого мы живем.

Рамки общества, в котором мы живем, правила и законы, которые мы обязаны соблюдать, устанавливает Государство.

Существует большое количество определений понятия «государство». Вот одно из них: «Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Государство, путем своей законодательной политики, создает правила развития общества в социальном, экономическом, культурном, духовном и политическом аспектах».

Однако нужно признать, что реалиям сегодняшнего дня больше отвечает другое определение, данное основоположниками материализма: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы». «Государство — аппарат насилия в руках господствующего класса».

При этом «насилие»,- это не обязательно негативная дефиниция. Это способ понуждения граждан к обязательному выполнению установленных в государстве норм общественной жизни.

Но установление норм и правил, при таком способе управления государством, целиком и полностью зависит от степени сознательности правящего класса, уровня его демократичности и социальной ответственности.

Что мы пока, к сожалению, не наблюдаем в Украине.

Чем более высокоразвитое государство, тем справедливее правила и законы для всех своих граждан оно устанавливает, и контролирует их соблюдение.

Тем шире рамки и больше возможностей для самореализации каждого гражданина, тем больше мотивации каждого члена общества отдавать максимум на благо себя, своей семьи и своего общества.

Гиперактуальной сегодня для Украины есть основополагающая, мировоззренческая дилемма: - Государство Украина – для всех гражданVS - Государство Украина – для ограниченной касты

В Статье 3 действующей Конституции Украины записано: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства».

За все годы независимости Украины эта предельно понятная формулировка так и не стала доминантной для всего нашего чиновничьего государственного аппарата, законодательно определяющего, и исполнительно реализующего пути социального и экономического развития украинского общества.

В течение двух последних десятилетий, класс украинских чиновников всех уровней, пользуясь своей бесконтрольностью и безнаказанностью, предает свой народ, пренебрегая его интересами. Обеспечивая при этом безбедную жизнь себе и обогащение тем, кто создает и управляет различными политическими образованиями, посменно приходящими к власти в стране. Власть стала источником неограниченного обогащения немногочисленной группы людей.

Мы должны добиться от представителей действующей власти того, что положение Основного закона Украины о заботе о жизни каждого гражданина нашего государства, из обобществленно-декларативного, должно стать безальтернативным для власти и определяющим для оценки эффективности ее действий.

Законодательная и исполнительная власть в Украине должна закрепить эту норму в Концепции развития Украины, чьи положения четко определяют приоритет развития нашего государства, направленного на повышение «качества» и «уровня» жизни всех его граждан.

Вариант Концепции Украины на современном этапе: «Развитие Украины – социального государства, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни своих граждан, осуществляется путем внедрения модели эффективной экономики, основанной на равноправном доступе к национальным богатствам всех граждан, со справедливым распределением между ними национального дохода».

Положения данной Концепции должны быть законодательно закреплены, а может и зафиксированы в назревших изменениях в Конституцию Украины, прошедших всенародное обсуждение и утверждение.

Должна появиться политическая сила, которая возьмет на себя ответственность за развитие нашего государства в соответствии с Концепцией.

Эта политическая сила должна будет разработать и предложить на утверждение обществу всестороннюю, комплексную Программу развития Украины, на период 15-20 лет, охватывающую все аспекты жизнедеятельности государства.

В основу комплексной Программы развития должны быть включены положения новой Программы социально-экономического развития Украины до 2030 года, направленной на достижение задекларированных целевых показателей развития экономики нашего государства, и, как следствие, на достижение целевых уровней социальных стандартов.

Основной целью экономического развития Украины должно стать достижение показателя ВВП ( Валовой Внутренний Продукт ) государства на уровне 500 млрд $, по итогам 2027 года. ( При том, что прогнозный ВВП в Украине, по итогам 2014 года, составит порядка 160 млрд $ ).

Достижение указанного уровня ВВП позволит государству значительно поднять уровень жизни своих граждан, за счет повышения доходов населения, и выведения их на уровень доходов жителей среднеразвитых Европейских стран.

Для реализации запланированной социально-экономической Программы, все украинцы должны объединиться вокруг общих ценностей, в стране должна быть создана единая система координат, позволяющая ставить единые задачи для всего общества и контролировать эффективность действий власти на пути их решений.

Сегодня, объединительной для Украины, где, в соответствии с критериями ООН, более 85% населения находятся за чертой бедности, должна стать

Национальная идея Украины: «Ликвидация бедности для граждан всех категорий украинского общества».

Более 38 млн жителей крупнейшей страны в центре Европы не могут обеспечить свои ежедневные потребности, необходимые для нормального жизневоспроизводства, не могут позволить себе приобретение многих товаров первой необходимости, не говоря уже о цивилизованном перечне товаров длительного использования.

Для преодоления бедности в Украине, располагаемый доход среднестатистического украинца должен вырасти до уровня выше 6000 $ в год на человека. При том, что по итогам 2014 года, располагаемый доход украинцев составит порядка 2100-2200 $ на человека.

Располагаемый доход – 6000 $ в год на человека, являясь макроэкономическим показателем, должен стать еще одним целевым показателем социально-экономической Программы Украины, который должен быть достигнут, в процессе ее генеральной реализации, к 2025 году.

Указанный целевой показатель располагаемого дохода может быть достигнут при увеличении ВВП до уровня порядка 400 – 420 млрд $/год.

В Программе социально-экономического развития Украины, должен быть отражен еще ряд целевых показателей социального и экономического характера:

        • продолжительность жизни жителей Украины к 2030 году;
        • численность населения Украины к 2030 году;
        • уровень детской смертности;
        • и т.д.

Эти, вышеуказанные, и другие необходимые показатели, должны быть разработаны специалистами, и включены, как целевые показатели, обязательные к достижению, в Программу социально-экономического развития Украины.

Впредь, любой гражданин Украины, которого избирают руководить государством, любая политическая сила, приходящая к власти в стране, обязаны строить свою работу в системе координат, утвержденной Программой развития Украины. Все действия всех ветвей власти и отдельных руководителей в государстве носят согласованный характер по достижению Целевых показателей социально-экономического характера, зафиксированных в Программе развития Украины.

Власть становится преемственной в отношении того, что независимо от персоналий, приходящих в нее, и от времени их пребывания в ней, все обязаны последовательно продолжать сделанное предшественниками, и стремиться к достижению итоговых Целевых показателей.

Утвержденные Целевые показатели являются ориентиром, точкой достижения и мерилом оценки эффективности действий власти в целом, и отдельных ее исполнителей, на пути их достижения.

Генеральные Целевые показатели, являясь интегрированными, могут быть разложены на большое количество промежуточных, предварительных показателей, синхронизированных между собой. Выполнение каждого из этих предварительных показателей – обязательно, и увеличивает вероятность достижения генерального, итогового показателя.

Любому представителю власти, являющемуся нанятым на работу специалистом, делегируются, в зависимости от его места в иерархии государственного управления, ряд промежуточных показателей, которые за определенный период должны быть достигнуты вверенным ему подразделением.

С одной стороны, их выполнение, являясь результатом напряженной работы группы людей, наряду с выполнением и другими руководителями своих показателей, позволяет стране выйти на новый уровень социально-экономического развития. С другой стороны, эти промежуточные показатели, являясь мерилом эффективности работы чиновников во власти, позволяют оценивать результаты их работы.

Теперь нам, гражданам Украины, не нужно гадать - хороший ли тот или иной руководитель, начиная от низового уровня и заканчивая Руководителем государства,- теперь у нас есть механизм объективных оценок качества их работы. Выполнил поставленные перед тобой, за отведенный период, задачи, вышел на выполнение индивидуальных показателей,- продолжай работать на благо общества. Не выполнил,- увольняем, и нанимаем нового претендента.

В руках у граждан Украины, на национальном и территориальном уровнях, появляется действующий инструмент оценки качества работы власти на всех уровнях. И теперь нам, народу, уже нет необходимости бегать по различным инстанциям и доказывать недееспособность или коррумпированность чиновника. Теперь объективные оценки показывают его эффективность.

Ситуация поменялась. Теперь уже чиновник должен приложить максимум усилий, чтобы выполнить задачи, и убедить громаду в необходимости продления контракта с ним.

И так как за действия подчиненного чиновника, отвечает вышестоящий, то он будет делать все возможное, чтобы тот соответствовал занимаемой функции, и выполнил поставленные перед ним задачи. Иначе, как результат, вышестоящий чиновник не сможет выполнить показатели, стоящие перед ним, и с ним попрощаются.

Программа социально-экономического развития Украины до 2028 года основана на весьма интенсивном развитии экономики государства. Речь идет о ежегодном росте экономики в 8-10%, начиная уже со следующего, 2015-го года. Иначе, нам никогда не достигнуть экономического и социального уровня развитых стран, которые продолжат все далее и далее удаляться.

Безусловно, это гигантские ежегодные темпы роста экономики, но в мире существуют аналогичные прецеденты. Тем более, что сегодня мы имеем весьма низкий порог отсчета. Это возможно, и все зависит от наших целенаправленных, слаженных и профессиональных действий.

Экономический рост любого государства представляет собой рост потенциального ВВП страны, т.е. возможного объема производства всех товаров и услуг в стране.

Экономический рост предполагает наращивание потенциального объема производства на протяжении достаточно длительного периода времени. Рост объема производства на душу населения – одна из важнейших задач государства, поскольку ее достижение связано с повышением среднего уровня реальных доходов и уровня жизни.

Рост и развитие экономики государства осуществляется за счет инвестиций в производство. В момент своего осуществления, инвестиции повышают совокупный спрос, а в последующие периоды – совокупное предложение, т.к. увеличивают объем производственных мощностей.

Как следствие роста ВВП, важной задачей государства является плановый рост Национального дохода – характеристика прироста благосостояния общества за год.

Продуманная политика государства определяет правильный вариант распределения полученного Национального дохода.

Потребление значительной части Национального дохода влечет за собой снижение инвестиций и медленный экономический рост, в то время как потребление небольшой части национального дохода способствует увеличению инвестиционной активности и стремительному экономическому росту.

Абсолютно иная роль в краткосрочном периоде: когда экономические условия дают толчок быстрому увеличению потребления и инвестиций, это повышает совокупные расходы и совокупный спрос, увеличивая при этом производство продукции и уровень занятости в краткосрочном периоде.

В Украине, в последние годы, в силу объективных и субъективных причин, сложилась ситуация, когда из-за ошибочной экономической политики, и в связи с исчезновением уверенности населения в завтрашнем дне, потребление начало резко снижаться. Это привело к снижению совокупных расходов, и в итоге послужило толчком к началу рецессии экономики. (Аналогичные процессы произошли в 90-е годы в Японии).

Япония, как и многие другие, экономически развитые страны, осуществившие прорыв за последние десятилетия, первоначальный импульс интенсивного роста экономики осуществили за счет продуманной государственной программы стимулирования роста потребления совокупного продукта.

Резкое изменение потребления, воздействуя на совокупный спрос, приводит к изменению объемов производства продукции и уровня занятости.

Важнейшим фактором в Украине, дающим интенсивный толчок к активному плановому росту экономики, является резкое увеличение, государством и его жителями, Потребления совокупного национального продукта.

Государственное стимулирование прироста потребления валового продукта приводит в действие сложную, но единственно возможную на нынешнем этапе развития Украины, макроэкономическую модель, доказавшую свою эффективность на примере большинства развитых экономик:

- доходы населения – рост потребления – рост совокупного спроса – рост совокупного предложения – рост частных и государственных инвестиций – рост ВВП – рост доходов населения –

Текущий уровень располагаемого дохода является центральным фактором, определяющим уровень потребления в стране.

Люди планируют свои потребительские расходы, основываясь на долгосрочной тенденции изменения дохода, а также на уровне текущего располагаемого дохода.

Сегодня в Украине, уровень располагаемого дохода граждан относительно невысок, порядка 25 000 грн на человека в год (сравним его с целевым показателем располагаемого дохода уровня безбедности – 6000 $/чел/год). И скорее всего, по итогам 2014 года, этот уровень еще понизится (ожидаем падение реального ВВП).

Такой уровень располагаемого дохода не очень-то позволяет расширить ассортимент приобретаемых украинцами товаров.

Однако два фактора: наличие крупных сбережений населения (как результат функционирования теневой экономики), практически не участвующих в официальной экономике, и правильная политика государства в отношении роста доходов населения, должны придать толчок к росту потребления.

Без сомнения, важнейшим для прироста потребления, является следующее:

      • стабилизация внутренне- и внешнеполитической ситуации в Украине (этому, в том числе, может способствовать объединение всех украинцев вокруг Национальной идеи ликвидации бедности);
      • преодоление депрессивных настроений населения;
      • декларирование, закрепленных в Программе социально-экономического развития Украины, ежегодных темпов роста доходов украинцев;
      • начальное, одномоментное повышение заработных плат служащих госсектора (при одновременной оптимизации численности госслужащих), повышение пенсий и, возможно, стипендий (зарплаты в приватном секторе экономики начнут расти вслед за госсектором).

Разрешение сложной внутриполитической ситуации, что приведет к снижению эмоциональной нагрузки украинцев, стартовый рост доходов, и перспективы их дальнейшего роста, неизбежно приведут к резкому повышению потребления, т.к. сегодня наблюдается очевидный дефицит обеспечения домашних хозяйств товарами первой необходимости и длительного пользования.

Рост доходов украинцев должен осуществляться за счет роста оплаты труда, а не за счет выплат государством социальных пособий (пенсии – отдельная тема). У нас и так одно из худших в Европе соотношений в структуре доходов между оплатой труда и социалкой: 40% к 60%. А должно быть, как минимум, наоборот.

Резкое увеличение доходов населения, на фоне появившейся уверенности в стабильности завтрашнего дня, неизбежно приведет к увеличению потребления широкого ассортимента продукции, выпускаемой экономикой Украины. Это заставит производителей увеличивать объем производства товаров, востребованных потребителем, что потребует наращивание производственных мощностей за счет привлекаемых инвестиций.

Инвестиции – причина и следствие роста экономики государства. Инвестиции воздействуют в краткосрочном периоде на производство через совокупный спрос и в долгосрочном на рост производства посредством образования капитала и его влияния на потенциальный объем производства и совокупное предложение.

Уже достаточно длительный период в экономике Украины практически нет инвестиций. Причина проста: никто из серьезных инвесторов не будет вкладывать деньги в падающие рынки, в рынки, на которых с каждым годом падает потребление и продается все меньше валовых объемов продукции.

Инвестор ( и не имеет значения,- отечественный или иностранный) будет готов вкладывать свои средства в украинские предприятия только тогда, когда будет видеть в обозримом будущем возможность получения прибыли, за счет увеличения объемов продаж производимой продукции.

Безусловно, для того, чтобы в экономику Украины начал вкладывать серьезные деньги внутренний и внешний инвестор, необходимо, чтобы он видел в этом перспективу, и был уверен в безопасности вложенных инвестиций. В государстве должен быть создан привлекательный инвестиционный климат экономики «открытого типа». Уже сейчас, исполнительная и законодательная власть Украины должна начать работу над созданием пакета законодательных актов, гарантирующим инвесторам безопасность вложений, и, возможно, предоставляющим им определенные преференции.

И интересует инвесторов, в первую очередь, огромный потенциал украинского рынка. Здесь, на украинском рынке, должна продаваться бОльшая часть продукции, выпускаемая украинскими предприятиями.

Именно поэтому, руководство государства, разрабатывая программу экономического развития Украины, огромное внимание должно уделить методам стимулирования развития рынков продаж продукции, производимых в действующих и начинающих развиваться, бюджетообразующих отраслях экономики.

Так выглядит прогнозная структура ВВП на 2014 год, по удельному распределению совокупного продукта, произведенного различными отраслями экономики Украины :

Основной показатель плохо работающей экономики Украины – это низкий уровень ВВП. По этому показателю на душу населения, наша страна занимает одно из последних мест в рейтинге стран Европы.

Одной из основных проблем экономического развития Украины является, относительно легкая, доступность важнейших природных ископаемых, что наряду с отсутствием серьезных трансформационных изменений в экономике, предопределило то, что сегодня национальная промышленность остается технологически отсталой, институционально неразвитой, неэффективной производственно-хозяйственной системой, ориентированной, преимущественно, на производство продукции с низким уровнем переработки первичного сырья, и очень низким показателем добавленной стоимости.

Продукция металлургии, машиностроения, ориентирована, в основном, на покупателей на зарубежных рынках. Это предопределяет вынужденность ценовой конкуренции, что определяет необходимость снижения себестоимости. А это влияет на качество продукции, что в свою очередь снижает конкурентноспособность украинской продукции на внешних рынках. При этом, не давая возможности инвестирования в развитие производственных фондов и технологий.

Недоразвито сельское хозяйство.

Практически, как бюджетообразующая отрасль, атрофировано строительство, которое при начале инвестиций в него, будет мощным импульсом к росту ВВП.

При этом, из года в год, реальный уровень ВВП падает. По сравнению с 1990 годом, он снизился практически на 30%.

Что, естественно, привело к аналогичному падению реальных доходов населения.

Проблемно то, что за годы независимости Украины, в ее экономике практически не появились, и, соответственно, не развиваются отрасли с высокой составляющей интеллектуального труда, что является отличительной характеристикой развитых экономик.

А они неизбежно должны появиться, иначе экономика Украины так и останется сырьевой. Что в условиях конкуренции с развитыми экономиками, не позволит получать добавленную стоимость.

Одним из перспективных направлений, с учетом сегодняшней реальной интеграции украинских специалистов в мировой рынок, должно стать развитие IT-отрасли.

При сегодняшнем уровне узнаваемости и популярности Украины в мире, мы имеем предпосылки, и должны развить туристический сектор. Что при верном подходе во многом поможет решить проблему дефицита внешнеторгового баланса.

Структура целевого показателя ВВП – 500 млрд $ по итогам 2027 года, может выглядеть следующим образом:

Показатель ВВП – 500 млрд $ должен стать Целевым уровнем развития экономики Украины, который должен быть достигнут к 2027-2028 гг.

Это означает, что каждый год, начиная уже с 2015 года, должен сопровождаться ростом экономики, с достижением, по итогам года, определенного уровня ВВП.

Соответственно, планом экономического развития страны на каждый год должен быть предусмотрен свой годовой целевой показатель ВВП, на который экономика должна вырасти за год.

Достижение ежегодного планового показателя ВВП является задачей для всей вертикали власти в Украине. «Невозможно управлять тем, что нельзя измерить»— Том Демарко.

Валовой продукт, выпущенный экономикой государства за год, является результирующей суммой совокупных продуктов, произведенных в каждой отрасли.

Соответственно, при наличии целевого годового показателя ВВП, он может быть дифференцирован на ряд показателей объемов совокупных продуктов, произведенных за год каждой бюджетообразующей отраслью.

Таким образом, для каждой отрасли экономики Украины, на каждый год, должны быть установлены плановые целевые показатели выпуска валового продукта отрасли.

Если свой план не выполняет хотя бы одна отрасль – план по показателю ВВП не выполняет все государство.

Для эффективного курирования, в условиях рыночной экономики, отраслью, необходимо переформатировать существующие министерства и ведомства. Таким образом, чтобы их функционирование было направлено на обеспечение законодательной и хозяйственной деятельности предприятий, входящих в отрасль.

У государственных руководителей соответствующих профильных министерств и ведомств появляется своя оценка эффективности деятельности вверенного подразделения.

Не вышла отрасль, по итогам года, на плановый показатель отраслевого совокупного продукта – с руководством министерства прощаются.

Не вышло 3-и и более отраслей на целевые показатели,- прощаются с руководителем исполнительной власти страны.

На их место – новые руководители, чью работу по итогам года оценивают точно так же.

С момента принятия такого подхода, поменяется 4-е – 5-ть генераций руководителей. Пока на место популистов, коньюнктурщиков и ловцов легкой наживы не придут профессионалы, с высокой ответственностью за поставленные задачи.

Такой принцип оценки эффективности работы должен быть применен ко всем чиновникам в исполнительной власти, включая власть по территориальному признаку.

Пред каждой существующей и, относительно новыми, развивающимися отраслями, каждый год будут стоять очень серьезные задачи и высокие целевые показатели роста.

Для их выполнения необходимо, чтобы каждая отрасль имела все необходимые предпосылки для роста.

Безусловно, основным требованием роста отраслевого совокупного предложения, является растущий совокупный спрос на продукцию, выпускаемую предприятиями отрасли.

Это достигается, в первую очередь, за счет стимулирования роста Потребления на внутреннем рынке Украины, т.к. украинские товары пока являются низкоконкурентноспособными на зарубежных рынках.

Далее экономика растет за счет осуществления инвестиций в основные и оборотные средства предприятий различных отраслей государства.

Увеличение из года в год инвестиций в экономику Украины является определяющим фактором ее роста. Без государственных и частных инвестиций, рост экономики – невозможен.

Фактором огромной важности для роста каждой отрасли является возможность использования современных наукоемких производственных технологий.

Для этого Украине целесообразно постепенно трансформировать свою экономическую модель в так называемую экономику «открытого» типа.

Это позволит более глубоко интегрироваться в мировую систему движения капитала и технологий. Мы открываем свой рынок для прихода иностранного капитала, и, вместе с тем, получаем доступ к возможности получения новейших технологий в различных сферах деятельности. Это позволит модернизировать технологически отсталые отрасли экономики, и даст возможность доступа продукции, произведенной в Украине, на внешние рынки.

И отдельным пластом проблем, которые необходимо решать на пути модернизации и развития экономики, являются вопросы, связанные с ростом производительности труда.

Общепризнано и доказано, что одним из основных тормозов развития нашей экономики является низкая производительность труда.

Производительность труда – это эффективность и плодотворность действий работников (в любой сфере деятельности), производящих определенное количество работы (товаров, услуг) в единицу времени.

Соответственно, чем выше производительность труда работников во всех отраслях экономики Украины, тем больше валового продукта они будут производить за отведенный период.

В Украине производительность труда ежегодно падает, доведя положение украинских работников практически до самого дна рейтинга Международной организации труда по уровню производительности - на 88-м месте из 121 возможного.

Какие факторы влияют на производительность труда? Их несколько:

      • организационные факторы – определяющие комплекс действий по организации труда и управления процессами в производстве;
      • факторы основного капитала производства – внедрение и эксплуатация прогрессивных, наукоемких технологий; степень механизации и автоматизации труда; использование качественных и эффективных материалов;
      • производительные силы (человеческий фактор) – которые зависят от способностей человека; его профессиональных знаний и навыков; состояния здоровья; социального положения; мотивации к труду и ряда других причин.

И если технологии мы еще можем достигнуть или купить; организации процессов нас могут научить привлеченные специалисты-консультанты, то качество производительных сил в Украине падает из года в год.

Большинство экономически и демократически развитых стран давным-давно поняли, что основной ценностью любого развитого общества, любой развитой экономики, являются люди. Именно они, с помощью необходимых технологий и производственных факторов, генерируют добавленную стоимость продукции. Именно они же, наряду с постоянным ростом доходов, являются потребителями этой продукции. В их воспитание, образование, производственные навыки, здоровье, культурное и духовное самочувствие имеет смысл вкладывать деньги и усилия, потому, что именно они являются основным источником экономического роста своих стран.

С помощью расчетов было доказано, что вложения в образование как на народно-хозяйственном уровне, так и на уровне отдельного человека значительно более прибыльны, чем вложения в основной капитал.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала. Именно поэтому, Украине сегодня необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как на уровне отдельных компаний, так и в целом на уровне государства.

Образование является одним из определяющих видов инвестиций государства в развитие собственных граждан. От качества такого образования зависит перспектива развития нашего государства, и, соответственно, рост уровня и качества жизни его жителей.

В Украине назрела реформа высшего, среднего и профессионального образования.

Реальная потребность специалистов в экономике должна определять необходимое ежегодное количество выпускников высших и средних учебных заведений. Их специализация и профессиональные знания должны соответствовать потребностям развивающейся экономики.

Забота государства Украина обо всех своих гражданах, всесторонние инвестиции в развитие человеческого капитала – предпосылки для формирования в Украине новой страты общества: категории людей, обладающих достаточно высокими доходами, образованных; патриотически-настроенных; знающих чего они хотят от жизни, и понимающих как заставить государство создать условия, в которых их возможности могут быть реализованы.

Речь идет о появлении и развитии полноценного «среднего» класса.

Сегодня экономически и социально Украина живет в условиях ярко выраженного олигархического общества, где доступ к управлению Национальным богатством и к распределению Национального дохода имеет ограниченная, немногочисленная группа людей.

Подтверждение этому:

      • принадлежность большинства украинских крупных и предприятий-монополистов к финансовым группам нескольких украинских олигархов;
      • присутствие во власти людей, контролирующих значительную часть экономики;
      • соотношение доходов 10% самых богатых украинцев к 10% самых бедных (децильный коэффициент) составляет более 10:1, что является одним из худших показателей в Европе (среднеевропейский показатель порядка 4:1);
      • при том, что в Украине официально зарегистрировано почти 1,2млн юридических лиц (предприятий) и 2,7 млн физических лиц-предпринимателей, реально действующих предприятий, которые наполняют 96% бюджета – всего 35 тысяч. Из них 1600 предприятий (так называемые крупные плательщики налогов) дают 80% бюджета. И все они принадлежат олигархическим группам.

Это одни из самых явных характеристик того, что украинское государство является олигархическим.

Всемирно известный американский экономист – Мансур Олсон, в ряде своих знаменитых работ по политэкономии, убедительно доказал, что нации приходят в упадок, когда разрушена структура принятия государственных решений, и во главу угла ставятся интересы определенных групп или олигархов, а не цели социального и экономического развития государства.

Сегодня, в Украине, мы имеем очевидные последствия функционирования олигархической модели экономики, приведшей к тому, что в сравнении с 1990 годом, ВВП Украины, по итогам 2014 года, упадет более чем на 30%, что привело к падению доходов населения, и, соответственно, к понижению «уровня» и «качества» жизни украинцев.

Такая модель экономики не имеет социальных перспектив.

Не в состоянии ограниченное количество предприятий (пусть и относительно крупных) обеспечить в ближайшие годы плановый рост экономики 8-10% в год.

Отсутствие роста совокупного валового продукта (что мы и наблюдаем последние годы в Украине), очень сильно ограничивает, сужает основу, «базу» налогообложения.

Соответственно, нет оснований для роста доходной части бюджета, на три четверти состоящего из налоговых и рентных поступлений.

И как бы мы не извращались, обкладывая не растущую «базу» экономики различными налогами, меняя их местами, или периодически повышая отдельные из них,- это не приведет к значительному, а самое главное – стабильно растущему увеличению доходов бюджета.

У государства нет источников увеличения доходной, а, соответственно, расходной частей бюджета. Т.е. государство не развивается, и не растет «качество» жизни людей.

Сегодня для Украины, актуальным для роста ее экономики, становится значительное увеличение количества предприятий, в различных секторах, которые могут резко увеличить объем производства совокупного продукта.

Такой интенсивный прирост количества эффективных предприятий может произойти только за счет предприятий малого и среднего бизнеса.

Именно предприятия малого и среднего бизнеса сегодня в Украине должны стать катализатором и долговременной основой планируемого экономического роста в государстве.

Для интенсивного развития предприятий малого и среднего бизнеса, государство должно осуществить его первоначальную поддержку:

      • соответствующее законодательство, стимулирующее и поддерживающее необходимые инвестиции;
      • эффективная система административных взаимоотношений: государство – бизнес;
      • дерегуляция системы регистрации и контроля ведения бизнеса;
      • стимулирование роста рынков внутриукраинского потребления;
      • правовая защита малого и среднего бизнеса;
      • доступ к оптимальным кредитно-денежным ресурсам;
      • справедливая налогово-фискальная политика, дающая возможность бизнесу развиваться.

Государство обязано создать условия для развития малого и среднего бизнеса, аналогичные тем, которые уже давно реализованы в развитых странах. С учетом украинской специфики.

Внутри этих, государством созданных прогрессивных правил, малый и средний бизнес в состоянии развиваться самостоятельно. Государственная поддержка уже не нужна.

Растущее количество представителей малого и среднего бизнеса и высокооплачиваемых наемных работников (как следствие увеличения количества средних и крупных предприятий), постепенно будет влиять на появление в Украине практически отсутствующего социального слоя – среднего класса.

Средний класс — группа населения государства, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей: возможность покупать импортные товары высокого качества, осуществлять международные путешествия, а также иметь доступ и возможности пользоваться услугами международного уровня, включая высшее образование.

В среднем классе нуждается государство и общество, для которых он выступает в роли катализатора экономического развития, обладая достаточно высокой платежеспособностью и создавая прибавочный продукт в наиболее передовых отраслях экономики.

Средний класс является опорой демократии. Он заинтересован в соблюдении законности, в сохранении устойчивого порядка, в стабильности и предсказуемости.

Зрелый средний класс выступает гарантом общественной стабильности и поступательного развития страны.

В экономически развитых странах представители среднего класса принимают наиболее активное участие в общественной жизни, способствуют развитию институтов гражданского общества, независимого от прямого вмешательства государства. Благодаря этим институтам возникает возможность эффективно отстаивать свои интересы и влиять на политику государства.

В обществах с развитым средним классом, политические процессы носят более открытый и состязательный характер, народ менее отчужден от власти, поскольку в большей степени считает себя субъектом политического процесса (и, в действительности, таковым является).

В силу своей многочисленности средний класс является важной социальной силой в наиболее развитых государствах и желанной целью - в менее развитых.

В экономически развитых государствах доля среднего класса составляет от 40 до 70% населения. В Украине сегодня, по разным социологическим исследованиям, доля среднего класса составляет 8 – 10% от всего населения.

Это неизмеримо мало для того, чтобы оказывать хоть какое-то влияние на политическое и экономическое развитие нашего государства.

Именно из-за такого низкого удельного веса активной части граждан Украины со средними доходами, и очень большого количества людей, находящихся за чертой бедности, решения о стратегиях развития нашего государства принимаются очень ограниченной группой людей, контролирующих власть в Украине,- ставленников владельцев крупного капитала и олигархов украинского разлива.

В политической жизни доминируют олигархические кланы нескольких семей мультимиллионеров и миллиардеров, которые контролируют и парламент, и правительство Украины, и ведущие СМИ, влияющие на электоральное поведение граждан. В экономике больше половины рентабельных кампаний и холдингов находятся под контролем тех же олигархических кланов. Результаты парламентских и президентских выборов также определяют не средние классы, а манипулируемые и стимулируемые с помощью подачек многочисленное бедное большинство.

Разумной альтернативой олигархической модели социально-экономического развития Украины, должно стать становление, рост численности среднего класса, который обязан стать локомотивом экономического развития государства.

При этом выдвинув своих ставленников во власть, лишив возможности олигархов непосредственного влияния на государственные решения, и превращая их, по опыту развитых стран, в богатых людей, также заинтересованных в поддержке принятой стратегии развития государства.

Развитие Среднего класса – как самого потенциально многочисленного социального слоя нашего государства, являющегося локомотивом политического и экономического развития Украины, является одной из важнейших социально-экономических задач украинского общества.