Скандинавская модель социального государства
За окном – осень 2018-го.
Летнее безвременье заканчивается. Политическая жизнь (если ЭТО можно так назвать) в нашей стране входит в свой очередной этап турбулентной неопределенности.
Особенно, если учесть то, что это предвыборный период. Период, который должен закончиться тем, что во главе нашего государства появятся какие-то новые лица, которые, очередной раз, поведут страну в непредсказуемом направлении.
Очевидных Лидеров общественного мнения нет, современных идей нет, концепций развития государства и общества, к сожалению, тоже нет.
Очевидно лишь то, что все основные политические игроки и гражданское общество сходятся во мнении, что существующая Система зашла в тупик.
Именно поэтому появились робкие, пока больше похожие на тестирование реакции общества, предложения о необходимости поиска нового пути Украины. Новая Стратегия, новый Курс, новый общественный Договор, новая Конституция…
Да, необходимость новой Украины очевидна. Как и очевидна неизбежность смены существующей Системы, Системы, которая привела Украину на порог внутрисоциального и внешнеполитического конфликта, шаг за который (порог) может довести наше государство до риска стимулируемого и управляемого, извне, распада.
Систему необходимо менять. Вот, только, что на что? Что нам нужно понимать под заменой Системы? Что мы вообще привыкли называть Системой, редко задумываясь о реальном значении тиражируемого термина?
Система – это система социально-экономических отношений, которая сложилась в государстве и обществе, система, которая определяет механизмы производства материальных благ в обществе, и принципы распределения в этом обществе произведенных экономических результатов.
Система общественно-экономических отношений, являясь общественной формой, в которой идет производство материальных благ, одновременно представляет собой фундамент любого государства. Он (фундамент) определяет общественное сознание и волю живущих в государстве людей, а тем самым и все остальные существующие в нем общественные отношения.
В отличие от социально-экономических связей, которые по своей природе материальны, объективны, и независимы от сознания и воли людей, все прочие общественные связи — отношения волевые, субъективные. Общественное сознание совокупно с волевыми общественными отношениями представляет собой надстройку над социально-экономическим фундаментом.
Общественный Договор, Концепция и Стратегия развития нашего государства, Конституция Украины – все это составные элементы субъективной надстройки общественных отношений, находящейся над фундаментом социально-экономических отношений, объективно, независимо от воли украинского общества, сложившихся в нашем государстве.
Именно поэтому, если мы хотим что-то менять в нашей стране, начинать нужно не с Общественного Договора, не с Новой Конституции, а с обсуждения вариантов смены системы общественно-экономических отношений, смены общественно-экономической формации, которая, за последние два десятка лет, сложилась в Украине. А, затем уже, возвращаться к обсуждению субъективных элементов общественных отношений, соответствующих новой системе социально-экономических отношений.
Еще раз: Система общественно-экономических отношений,- это механизм производства материальных благ в государстве, и принцип распределения этих благ в обществе.
История человечества знает несколько основных типов общественно-экономических формаций: рабовладельческая, патриархально-директивная, феодальная, социалистическая, капиталистическая, и, даже, гипотетически, коммунистическая.
Какая формация действует сегодня в Украине?
Ее сложно даже идентифицировать. Потому, что в нашей стране доступ к национальным ресурсам – монопольно-феодальный, механизм производства экономических результатов – олигархически-рабовладельческий, а принцип распределения экономических благ – олигопольно-административный.
Эта Система – нежизнеспособна. Потому, что она антисоциальна, не саморепродуктивна, экстрагирует экономические блага в пользу нескольких человек в государстве, и не дает возможности полноценно жить и развиваться людям в обществе.
Развитые демократии давным-давно поняли, что основной ценностью любого развитого общества, любой развитой экономики, являются люди. Именно они, с помощью необходимых технологий и производственных факторов, генерируют добавленную стоимость продукции. Именно они же, наряду с постоянным ростом доходов, являются потребителями этой продукции. В их воспитание, образование, производственные навыки, здоровье, культурное и духовное самочувствие имеет смысл вкладывать деньги и усилия, потому, что именно они являются основным источником экономического роста своих стран.
Так какая Украине нужна прогрессивная Система общественно-экономических отношений? Система, которая сможет создать эффективный механизм управления ограниченными экономическими ресурсами, и сделает акцент на развитии Человека в украинском обществе.
Мы можем, конечно, очередной раз заняться изобретением колеса, пороха, или, даже, двигателя внутреннего сгорания. Но, затем, с удивлением обнаружить, что это уже давным-давно изобретено, и успешно эксплуатируется.
В современном мире есть государства, которые нашли собственные пути, собственные инструменты эффективного развития, и, достигнутые ими социальные и экономические результаты, впечатляют. Почему бы нам не воспользоваться их опытом? Нет, речь, конечно, не идет о бездумном его копировании. Речь идет о профессиональном анализе причин их успеха, и возможном проецировании некоторых из них на наши украинские реалии.
Можно, конечно, обернуться в сторону американского континента, или присмотреться к быстрорастущим странам азиатского региона. Но, на мой взгляд, рядом с нами есть европейские соседи, чей опыт экономического развития, и чьи достижения в области социального благополучия могут стать для нашей страны образцом для подражания на многие годы, а то и десятилетия, вперед.
Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия, страны скандинавского региона, которые уже много лет являются признанными лидерами в различных мировых экономических и социальных рейтингах.
Индексы экономического и человеческого развития, человеческого счастья, наиболее благополучных государств, качества образования, низких показателей безработицы, уровня доходов на жителя страны, и т.д. и т.п.
Достигнутые этими государствами результаты заслуживают того, чтобы мы обратили пристальное внимание на те модели социально-экономических отношений, которые эти государства у себя внедрили, и которые позволили добиться таких выдающихся достижений.
Что объединяет эти страны? То, что их развитие построено на, так называемой, Скандинавской модели общественно-экономических отношений. Модели, которая успешно сочетает прогрессивные, и подтвержденные результатами, отдельные элементы и принципы капитализма и социализма. Капиталистический механизм функционирования государственной экономики, принцип рыночных отношений и свободной конкуренции, дополнен социалистическим инструментом справедливого распределения общегосударственных экономических результатов. Скандинавская модель представляет собой золотую середину между капитализмом и социализмом, соединение наиболее удачных элементов обоих систем.
Скандинавская модель основывается на принципах равенства возможностей людей в обществе, справедливом распределении богатств, общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себя минимальным набором для достойной жизни, содействием социальной мобильности, стремлением к всеобщей занятости, гендерному равенству.
Главной особенностью этой модели является всеобщность социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.п.).
Давайте тезисно обозначим основные преимущества Скандинавской модели социального государства, то, что делает ее привлекательной для внедрения во многих развивающихся странах, включая нашу:
- Все люди в обществе имеют одинаковую ценность, независимо от возраста, социального положения, и производительности. Общество не может отказаться от слабых элементов и должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей
- Всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством
- Социальная защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все сферы жизни человека. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения
- Отсутствие резких контрастов между богатыми и бедными, высокая политическая и социальная стабильность
- Все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества
- Государство выполняет ключевую роль, обеспечивая граждан бесплатным образованием и здравоохранением, развитой инфраструктурой, высокими пенсиями и др. При этом государству удается держать качество этих услуг на очень высоком уровне
- Люди научились друг с другом договариваться и совместно решать общие проблемы через демократические процедуры
- Люди видят высокую отдачу государства и не видят в нем коррупции
- Государство осуществляет справедливое распределение экономических результатов и общественных благ, что способствует эффективному экономическому росту и социальной справедливости в обществе
- Рост численности и эффективности среднего класса обеспечивает политическую и социальную устойчивость в государстве и обществе
Все это возможно при эффективном развитии экономики, справедливом распределении экономических результатов, и при достаточно высоком уровне развития гражданского общества.
Так, почему бы нам не начать строить новое государство – «Республика Украина», социально ориентированное государство, в основе которого положены базовые элементы Скандинавской модели системы общественно-экономических отношений, доказавшей, на примере успешных стран, свою человечность и эффективность.
А, Новый Общественный Договор, Новая Конституция нашего государства, станут отражением прогрессивной Системы социально-экономических отношений, общественными соглашениями, которые закрепят выбор украинского народа.